Арсений Гончуков: «За 4 года я снял 4 полнометражных фильма с бюджетами буфета в большом кино»

11 февраля 2016

Выпускники Университета, Интервью

Арсений Гончуков — российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, поэт, журналист.

 

Арсений, Вы окончили Университет Лобачевского в 2001?

Да, я учился на филологическом факультете. Специализация: русская литература XX, XXI века. Я писал курсовую работу по Андрею Платонову.

 

С какой целью вы поступили на филологический факультет ННГУ? Кем хотели стать в то время?

У меня был не такой широкий выбор, у меня достаточно однобокий талант. В том смысле, что мне очень сложно давались точные науки. Я выбирал из двух вариантов: исторический факультет и филология. Историю я любил, изучал, мне нравилось развивать свое воображение, но все-таки выбрал филфак. Мой школьный преподаватель русского языка и литературы Наталья Максимовна Класюк привила мне искреннюю любовь к литературе. Так что на филфак я пошел за литературой.

 

Вам нравилось учиться? Что дал вам университет?

Филфак, конечно, много дал. В первую очередь это студенческая жизнь: друзья, девушки, общение, круг близких людей по взглядам, по творчеству. Мы писали стихи, общались, проводили вместе время. Филфак, конечно, был… домом. Теплым, радостным. Пора прекрасного студенчества была.

Учиться было тяжеловато, потому что мы изучали и историческую грамматику, и польский язык, испанский язык, латынь. Для меня стало достаточно неприятным сюрпризом то, что на филфаке большой упор был сделан на изучение языков. Это было больше похоже на лингвистический институт. Литературу мы изучали в меньшей степени, мне не хватало гуманитарной стороны.

Университетское образование дает главное: развитие личности, развитие кругозора, базу, основу. В принципе, изучение языков тоже дало некий кругозор, глубину восприятия, и это очень важно. Это мощный стимул для личностного роста по всем параметрам. И зубрежка языков — это тоже определенное воспитание характера. Хотя мне хотелось получить более четкую специализацию, практические навыки.

Хотя, по большому счету учиться мне нравилось.После филфака меня звали в науку, пророчили будущее в сфере научной деятельности. Литературоведы с нашего факультета серьезно относились к моим первым опытам, написанию диплома. Им нравилось то, что я делаю, поэтому они меня пригласили в науку. Я не пошел, так как это немного не мой ритм — я человек неусидчивый, динамичный, драйвовый, и наука, конечно, мне не подходит по темпу, жизненному ритму и по темпераменту.

 

Какие впечатления стали самыми яркими за годы учебы?

Если не считать личной жизни, забавных случаев на экзаменах и на парах, то главные впечатления – это преподаватели. Личности, которые сыграли важную роль в жизни, в становлении начинающего специалиста. Общение с ними было действительно ценным. Тяжелая программа обучения компенсировалась тем, что были обретены учителя. Люди с большой буквы. Личности, которым ты подражал.  Это легендарный, безумно интересный человек и ученый Леонид Юрьевич Большухин, Татьяна Александровна Шарыпина, Антон Николаевич Фортунатов, Инна Константиновна Полуяхтова, Всеволод Алексеевич Грехнев. Можно сказать, эти люди нас сформировали.

Чем в студенческие годы особенно нравилось заниматься?

Я писал стихи, прозу (рассказы). Потом начал писать пьесы, филфак дал этому импульс. Я могу сказать точно, что тогда я совершенно не задумывался о том, чтобы стать кинорежиссером. Мои интересы были далеки от кинематографа, к сожалению.

 

Если бы после школы можно было начать учебу в вузе заново, пришли бы в ННГУ? Что изменили бы?

Не знаю… так как я сейчас занимаюсь кино, меня посещают мысли о том, что возможно, надо было учиться по этой специальности. Наверное, я бы поменял свою судьбу. Но в Нижнем не было киновузов. Учиться было негде, и не было таких людей, которые могли бы привлечь в эту сферу. Факт в том, что филфак не отвратил меня от литературы, ведь очень часто, когда люди учатся, начинают воспринимать литературу как предмет изучения, теряют свежесть восприятия текста, его эмоциональную составляющую, что очень обидно. Я этого не потерял, наоборот, получил от филфака заряд, продолжил писать стихи. Всю жизнь я живу на то, что умею писать.

По большому счету, я не в обиде на свою судьбу. Я доволен тем, что так получилось, доволен филфаком. То, что я филолог, очень сильно мне помогает: я владею словом, это тоже очень важно.

 

Почему решили учиться в Школе кино Высшей школы экономики?

Это было уже через много лет после окончания филфака. Там раньше был «Интерньюс» — очень известная в свое время школа для региональных журналистов. Потом организовалась киношкола, где учились многие известные режиссеры. Мне хотелось не просто заниматься кино, но научиться азам кинематографа.

 

Вы снимали фильм для «Первого канала», после этого ушли в авторское безбюджетное кино. Почему?

То, что я работал вторым режиссером — это на самом деле все не важно. Это было давно, и это далеко не главное мое достижение. Наверное, главное мое достижение — это то, что я первый и пока единственный режиссер в России, который снимает фильмы с бюджетом 600 тыс. руб. И их показывает «ТНТ», телеканал «Культура», и они идут в прокате и берут призы. У меня 18 призов, в том числе приз Гран-при фестиваля в Выборге. Мои фильмы показывают в Нью-Йорке, в Финляндии, во Франции, в Англии, в Монреале.

Моя история как режиссера авторских фильмов затмевает для меня все остальные истории. Я за 4 года снял 4 полнометражных фильма своими силами с бюджетами буфета в большом кино. Эти фильмы получили ряд наград (фильм «1210» получил 7 наград, короткометражный фильм «Конечная остановка» — 6 наград). У меня получается делать полнометражные фильмы без денег: все актеры работают бесплатно, команда трудится на энтузиазме. Вот что самое главное. Это действительно очень интересная и очень насыщенная история.

 

Можно ли сказать, что это дает некую свободу? Ведь когда тебе дают деньги, нужно что-то обещать, отчитываться и так далее. А здесь ты вроде как сам себе хозяин?

Да, конечно, в первую очередь это независимость. Как говорит один мой друг: «Ты самый независимый российский режиссер. Ты зависишь только от погоды. Да и то вряд ли».

 

Хотели бы вы снять оскароносную картину?

О-о-о, это очень далекая от нас тема. Кто скажет, что не хотел бы? Но, честно говоря, я не думаю об этом. Потому что это очень от нас далеко. Оскар — это другая реальность, другое измерение. Мне кажется, сидя в Москве, при нашей киноиндустрии, думать об этом странно.

 

Ну, «Левиафан» же был как минимум номинирован.

Это совсем другая тема. «Левиафан» снимал Звягинцев. Такой режиссер у нас один в России. Приводить его в качестве примера — это скорее исключение, уникальный случай, нетипичная для нас история, к сожалению. В России десятки хороших режиссеров. Нормальных режиссеров тоже много. А Звягинцев один. Так что это не показатель.

 

Немного отойду от темы. Я сейчас напомню про вооружённый конфликт 2008 г. в Южной Осетии. Насколько я знаю, вы освещали эти события. Вы сами вызвались на это? Что это было: желание добавить риска в свою жизнь, совершить героический поступок? Это на вас как-то повлияло?

Это интересный период в жизни. На самом деле это было редакционное задание. К сожалению, мне пришлось там быть.

Как на режиссера, на меня влияет жизненный опыт. Режиссером может быть только человек, который обладает достаточно глубоким жизненным и эмоциональным багажом. К счастью или к сожалению, этот багаж у меня довольно большой. И, действительно, эта поездка многое мне дала в плане опыта. Это сильно помогает мне в профессии.

 

Чего вы хотите достичь?

Когда я не был режиссером, я хотел чего-то достичь. Сейчас мне комфортно в моей профессии. Мне и моим зрителям нравится то, что я делаю. И это самое главное. Поэтому сейчас, передо мной не стоит каких-то глобальных задач, и я не могу сказать, чего бы я хотел достичь. Мне хотелось бы продолжать заниматься тем, чем я сейчас занимаюсь. Чтобы наши новые проекты были успешными, нравились зрителям. Еще жениться хочу (смеется).

 

Что пожелали бы первокурсникам?

Студентам я бы пожелал на всю катушку жить и использовать свои прекрасные студенческие годы. Впитывать каждую минуту этого счастливого существования. Отдаваться этому процессу. Ну и, конечно, учиться — это очень важно. Я вас уверяю, что вещи, которые казались ненужными, очень сильно пригодятся вам в жизни. Каждая минута, проведенная в университете, потом десятилетиями платит тебе. Десятилетиями ты этим живешь — каждым зернышком полученных знаний.

 

Университету Лобачевского исполнилось 100 лет — что пожелаете родному вузу?

Желаю процветания, научного движения, открытий. Университет — это большой бюрократический аппарат, большое учебное заведение, славное и мощное. И все равно самый главный здесь студент. Это начинающий человек, начинающий специалист. Мне кажется, очень важно всегда обращать внимание на него, на его воспитание, на его личность. Потому что в основе любого образования должна лежать личность человека. Очень важно, чтобы это не забывали и поддерживали молодых ребят. Мне кажется, часто происходит так, что чем талантливее человек — тем ему сложнее.

Комментариев пока нет

Ваш комментарий будет опубликован после модерации.