Татьяна Ивлева: «Желаю молодым людям учиться выбирать СВОЕ»

12 декабря 2016

Интервью

В конце ноября по инициативе Центра карьеры ННГУ им Н. И. Лобачевского прошла очередная профориентационная деловая игра «Траектория». О том, с чем сталкиваются выпускники при выборе профессии, мы побеседовали с Татьяной Ивлевой.

ofkewlkc74c

Ивлева Татьяна, основатель, идеолог и руководитель RETAIL SERVICE COMPANY. Консультант по клиентскому сервису и качеству обслуживания клиентов. Бизнес-тренер. Сертифицированный специалист по оценке персонала по системе DISC.

Опыт в области подбора персонала – с 1996 года, опыт управления персоналом – с 1998 года, собственный бизнес – с 2006 года.

Постоянно учусь у мастеров и профи, осваиваю искусство коучинга, увлекаюсь изучением людей и отношений в самых разных областях. Хобби – телесно-ориентированная терапия и психоэмоциональный массаж.

Наш тренинг в рамках проекта «Траектория» назывался «Маршрут профессионального развития Вашего ребенка». Он был ориентирован на родителей, дети которых являются будущими выпускниками, и заинтересованы в сознательном выборе будущей профессии. Основным спикером тренинга была Наталья Лукьяненко, владелец и руководитель Ателье «Профессия», профконсультант с большим опытом данной работы. Наталья поделилась результатами своего исследования на тему того, как молодые люди осуществляют выбор профессии – какие шаги они считают правильным предпринять. Родители также были очень заинтересованы в информации о том, какова сейчас ситуация на рынке труда и какие профессии будут востребованы через 5-7 лет. В связи с этим состоялась дискуссия о том, что важнее учитывать при выборе профессии – внешнюю ситуацию или предрасположенность и интерес ребенка.

Мне очень понравилась атмосфера, которая сложилась на нашем мероприятии, удалось услышать каждого участника, пообщаться предметно и индивидуально, дать пространство для разных мнений, в том числе противоположных. Вдохновляет искренняя заинтересованность родителей, их желания помочь своим детям. Правда, довольно быстро стало понятно, что понятие «помощи» для каждого свое, и некоторые участники ушли с вопросом о том, действительно ли они помогают или просто хотят взять на себя полный контроль (и, соответственно, ответственность) за жизнью своего ребенка. И насколько это полезно для этого самого ребенка. На мой взгляд, это очень важный результат, который может кардинально поменять отношения в целом, не только в вопросе выбора специальности.

Моей личной целью было познакомиться с целевой аудиторией проекта, который я планирую развивать в настоящее время – Школы профориентации. Он будет предполагать работу с тремя основными группами людей – выпускниками и их родителями, студентами, окончившими ВУЗ, и желающими работать в другом направлении, не по полученной специальности (к сожалению, такая ситуация стала типичной), и состоявшимися специалистами, желающими поменять карьеру.

С выпускниками ВУЗов чаще всего я встречаюсь при их рассмотрении на вакансии в компании наших клиентов (одно из направлений RETAIL SERVICE COMPANY – побор персонала). Основных сложностей три:

1.  Нежелание выпускников работать по полученной специальности, о чем я уже упоминала выше. Получается, что человек потратил 4-7 лет на обучение, но фактически выходит из ВУЗа не имея профессии, в которой является компетентным. Это одна из главных причин, по которой я считаю вопрос профориентации крайне важным на этапе выбора ВУЗа.

2.  Крайне иллюзорное представление о том, что такое реальная «работа», каково состояние рынка труда, на какие условия на этом рынке может рассчитывать сотрудник, не имеющий ни опыта, ни, как в первом пункте, фактически образования… Типичный ответ на вопрос про ожидания кандидата-выпускника «Хочу заплату от 50 000 рублей и руководящую должность». Если человек не пересматривает достаточно быстро свои представления и запросы, это верный путь к разочарованию и статусу неудачника в карьерном смысле.

3.  Очень слабая связь современного образования с практикой. Нередко приходится видеть выпускников-отличников, которые уверенно владеют теориями и определениями, но при этом не могут решить простейший кейс – реальную рабочую задачу.

Что касается приятных моментов… Я очень люблю работать с молодежной аудиторией в любых форматах. Мне нравится открытость  и свобода тех, кому сейчас 20-25, понимание того, что жизнь состоит не только из работы и карьеры, нестандартный взгляд на привычные вещи и смелость их менять. Еще мне кажется, что это поколение людей с очень «правильными» и близкими мне ценностями: семья, отношения с людьми, саморазвитие, осознанность и готовность доверять самому себе.

По поводу развития карьеры не по специальности, полученной в ВУЗе – тема не новая. Но у тех, кому сейчас 40-45 были другие причины – кардинальная смена социального формата, развитие в России бизнеса, соответственно, изменение требований рынка труда и необходимость перестаиваться под них, получать новую профессию. Для многих это стало возможностью раскрыть свой потенциал, состояться как предпринимателям и специалистам.

У сегодняшних выпускников причина чаще в том, что они (и их родители) не дали себе труда подойти к выбору профессии осознанно – большинство выбирало по принципу предметов на ЕГЭ и/или востребованности той или иной профессии на рынке. В нынешних условиях это изначально проигрышный путь – скорость изменений такова, что за 5 лет обучения рынок труда меняется кардинально. И сегодня мало кому интересны те профессии, в которых был дефицит 5-7 лет назад. Многие из них вообще максимально автоматизируются. Есть, например, версия, что скоро рынок практически не будет нуждаться в банковских сотрудниках  — их заменят IT-решения, что с бешеной скоростью происходит уже сейчас.

И еще один аспект – независимо от востребованности профессии на рынке труда, в каждой из них «звезд» и суперпрофи – единицы. И они были, есть и будут востребованы независимо от внешних обстоятельств. Но если начать разбираться в том, кто эти люди, выяснится, что в первую очередь они занимаются тем, что им действительно нравится и интересно. Они влюблены в свою работу, в свою профессию, увлечены, постоянно учатся и развиваются. Поэтому можно предположить, что они искали не «теплое место», а призвание – и нашли. Поэтому у них все и получается.

Специальных программ для выпускников в RETAIL SERVICE COMPANY нет, мы работаем с ними в рамках общих проектов по поиску персонала. Наши клиенты готовы рассматривать соискателей без серьезного опыта работы, процентах в 20 от общего количества вакансий. В основном, это должности, связанные с продажами и продвижением товаров и услуг.

Я «держу на карандаше» тех, кому не все равно на самого себя, и кто готов делать что-то большее или нестандартное, чем большинство. Например, в моей личной базе данных записаны ребята, проходившие обучение в Школе молодых предпринимателей, организованной Торгово-промышленной палатой Нижегородской области. Те, кто рискнул задуматься об идее собственного бизнеса. Возможно, однажды мы встретимся с ними даже не как с соискателями, а как с клиентами! Во всяком случае, я им искренне желаю успеха!  Люблю тех, кто не сдается. Например, получив отказ на вакансию, одна из кандидаток написала мне письмо с благодарностью за время на собеседование с ней, и готовностью в любой момент вернуться к обсуждению любого предложения от компании, куда ее рассматривали. Ей, кстати, почти сразу повезло, и она была принята на работу вместо непрошедшего испытательный срок бывшего «соперника». Мне нравятся такие истории.

Для того, чтобы понять своё призвание нужно изучать самого себя. Это самый простой (и одновременно – самый сложный способ). Осознавать и формулировать свои цели и желания, адекватно видеть свои сильные и слабые стороны. Можно поспрашивать о них у близких людей, друзей, которые вас хорошо знают – только будьте готовы услышать и то, что вас удивит или даже расстроит! Но это будет честно по отношению к самому себе, и даст объемную картинку о себе самом. Важно разрешать себе отдавать время и силы тому, что действительно увлекает, драйвит. Даже если это «не модно». Или не очевидно прибыльно на данный момент. По большому счету, всегда модно и прибыльно – прожить свою собственную, а не чужую жизнь. А работа – это огромная часть  жизни.

Я желаю молодым людям учиться выбирать СВОЕ – работу, людей, место, атмосферу. Не бояться быть СОБОЙ. И вообще ничего не бояться. В первую очередь – изменений.

Я бы рекомендовала провести следующий анализ: выписать на листочек свои увлечения, способности и таланты, важные критерии будущей работы с точки зрения функционала, организационных вопросов, оплаты. А потом с помощью интернета, а еще лучше – интернета и специалиста по профориентации или опытного рекрутера выбрать тот перечень профессий, который будет максимально близко совпадать с получившимся описанием.

Также можно пройти и специальное тестирование (например, по системе DISC) – оно помогает выявить природную предрасположенность к тем или иным видам и способу деятельности.

По моим наблюдениям, тема профориентации начинает звучать все громче и громче. Проблем профориентации – огромное количество. По сути, сейчас в школах и ВУЗах это достаточно формальная система, которая не помогает детям и молодым людям конкретно сориентироваться. Нет надежных, проверенных инструментов оценки способностей и потенциала (или они применяются не совсем грамотно). Нет специалистов по профориентации  достаточной квалификации в достаточном количестве. Не налажены связи между основными игроками рынка труда – работодателями, кадровыми агентствами, службой занятости. Огромен разрыв между образовательной системой и реальными потребностями рынка, практикой… Это – про системы. А если про людей – да, одна из ключевых проблем связана с пониманием своих целей, видением своего будущего. Это и для взрослого состоявшегося человека не всегда простая задача. А для ребенка, подростка – крайне сложная. Именно поэтому в нашем профориентационном проекте большое внимание будет уделяться работе с личностью каждого клиента. И заниматься этим будут профессиональные психологи и коучи. Когда видение и цели сформулированы – поиск инструментов и возможностей становится гораздо проще и успешнее.

Комментариев пока нет

Ваш комментарий будет опубликован после модерации.